УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия принимает участие в Европейской неделе качества

Вторая неделя ноября в большинстве стран Европы, в том числе и России, считается Европейской неделей качества. Ее цель – привлечение общественного внимания к проблемам качества, а также демонстрации достижений в области качества.

В рамках Недели отмечается Всемирный день качества, который проводится ежегодно во второй четверг. В этом году он отмечается сегодня, 8 ноября. Впервые праздник отмечался в 1989 году.

Цель Всемирного дня качества – повышение значения высокого качества продукции и услуг, а также активизация деятельности, направленной на привлечение внимания общества к проблеме качества.

Проблема качества – одна из приоритетных проблем в экономике ведущих стран мира. Понятие качества тесно связано с тем, что мы называем благами современной цивилизации, качеством жизни, а это: сохранение окружающей среды, физическое здоровье и психологический комфорт человека.

Все эти вопросы: качество жизни, качество товаров и услуг, непосредственно связаны с деятельностью Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия.

Об актуальности вопросов обеспечения прав потребителей на качественные товары и услуги свидетельствует ежегодное увеличение обращений граждан в Управление.

За 9 месяцев 2018 года в Управление поступило 4643 обращения по вопросам защиты прав потребителей, из которых 3736 обращений (80%) поступили в устном порядке и соответственно 907 обращений (20%) в письменном. Необходимо отметить, что из общего количества письменных обращений почти 30% поступили от органов государственной власти и местного самоуправления.

Структура обращений за последние пять лет существенно не изменилась. Анализ обращений потребителей за 9 месяцев 2018 года показывает, что в целом наиболее актуальными являются следующие проблемы: - нарушение прав потребителей в сфере розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, продажи товаров дистанционным способом - 55% от общего количества обращений потребителей; - нарушение прав потребителей в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг – 11%; - нарушение прав потребителей в сфере бытового обслуживания населения – 10%; - нарушение прав потребителей на финансовом рынке - 5%;

За 9 месяцев 2018 года всего, в том числе на основании поступивших обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей, проведено 164 внеплановые проверки. По результатам проверок возбуждено 120 дел об административных правонарушениях. По факту выявленных нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей приняты меры административного воздействия, а также руководителям организаций и предпринимателям внесены представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.    

В рамках реализации полномочий по судебной защите прав потребителей за 9 месяцев текущего года Управлением подано 41 исковое заявление в защиту прав потребителей, в том числе, в защиту конкретного потребителя – 30, в защиту неопределенного круга потребителей – 11, а также дано 42 заключения в целях защиты нарушенных прав потребителей. По результатам судебной защиты за указанный период в пользу потребителей присуждено более 2 300 тыс. руб.

Несколько примеров из судебной практики.

1.Решением мирового судьи Советского района г. Улан-Удэ частично удовлетворены исковые требования потребителя к предпринимателю, осуществившему некачественную замену масла в коробке передач автомобиля потребителя.

Поводом для обращения потребителя в суд явился тот факт, что после выполненной работы во время движения по трассе с г. Иркутска в сторону г. Улан-Удэ автомобиль потребителя вышел из строя. Потребителем было обнаружено, что масло в коробке передач вспенилось и вылилось на землю. В связи с выходом из строя автомобиля, потребитель воспользовался услугами эвакуатора для доставки автомобиля в г. Улан-Удэ.

В последующем, при осмотре автомобиля на станции технического обслуживания, было установлено, что причиной выхода из строя автомобиля явилось некачественное выполнение работ по замене масла в коробке передач.

По данному факту потребитель обращался к предпринимателю с просьбой возместить стоимость работы, а также возникшие у него убытки, однако требование потребителя осталось без удовлетворения, в связи с чем, потребитель обратился в суд.

Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия было привлечено к участию в деле для дачи заключения.

Суд, исследовав материалы дела, приняв во внимание заключение Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия, решил удовлетворить требования потребителя частично, взыскав с предпринимателя в пользу потребителя денежные средства в размере 37 317 руб. 50 коп., из них 4545 руб. стоимость выполненной работы, 20 000 рублей – убытки, связанные с оплатой услуг эвакуатора, 500 руб. - компенсация морального вреда, а также был взыскан штраф в размере 12 272 руб. 50 коп. за отказ в удовлетворении требований потребителя в добровольном порядке.

Предприниматель, не согласившись с решением суда, обжаловал его в апелляционном порядке.

Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ в удовлетворении апелляционной жалобы предпринимателю было отказано.   

2. Решением Советского мирового суда г. Улан-Удэ удовлетворены исковые требования потребителя к организации, осуществляющей продажу продукции легкой промышленности, в связи с не предоставлением достоверной информации об изготовителе продукции.

Поводом для обращения потребителя в суд послужил факт не предоставления ему необходимой и достоверной информации об изготовителе продукции легкой промышленности (куртка, брюки, жакет), приобретенной в одном из магазинов г. Улан-Удэ.

В связи с тем, что требования потребителя о расторжении договора купли-продажи и возврате денежных средств остались без удовлетворения, потребитель был вынужден обратиться в суд.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Бурятия по делу дано заключение в целях защиты прав потребителя.

В рамках рассмотрения дела факт не предоставления потребителю достоверной информация о производителе судом был подтвержден.

Действия продавца являются нарушением ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», предусматривающей, что продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Решением мирового судьи Советского района г. Улан-Удэ исковые требования потребителя были удовлетворены. В пользу потребителя присуждено 11 700 рублей.

3.Решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия удовлетворены исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в интересах потребителя к ООО «ПрофСистем», осуществляющей реализацию пылесосов электрических бытовой марки «Kirby».

Поводом для обращения в суд послужил факт продажи в сентябре 2017 года потребителю пылесоса стоимостью 153 643 рубля. При этом на момент продажи до потребителя не была доведена полная и достоверная информация о приобретаемом товаре, в частности о правилах и условиях эффективного и безопасного его использования (применение только фирменных моющих и чистящих средств), о сроке службы, об обязательном подтверждении соответствия товара.

С целью приобретения товара потребителем был оформлен кредит на сумму равной стоимости товара на срок 24 месяца. В связи с решением расторжения договора купли-продажи со стороны потребителя было заявлено требование о взыскании с ответчика суммы в размере 68 493 рублей 60 копеек, которая им была оплачена по кредитному договору.

Суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в интересах потребителя обоснованы и подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что со стороны продавца нарушены требования Закона РФ «О защите прав потребителей», в части не доведения до сведения потребителя необходимой и достоверной информации о товаре, что в соответствии со ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» является основанием для расторжения договора купли-продажи и возмещения потребителю возникших убытков.

Решением суда договор купли-продажи пылесоса «Kirby», заключенный между потребителем и ООО «ПрофСистем», расторгнут, в пользу потребителя присуждены денежные средства, уплаченные по договору, в сумме 68 493 рубля 60 копеек.

Важным направлением деятельности Управления является информирование потребителей и повышение правовой грамотности населения, с целью предупреждения нарушений прав потребителей.

В рамках информирования и консультирования потребителей Консультационным центром и Консультационными пунктами по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия» за 9 месяцев текущего года дана 3651 консультация.

Важным инструментом информирования потребителей, с целью предупреждения нарушений их прав, является Государственная информационная система в сфере защиты прав потребителей (ГИС ЗПП) http://zpp.rospotrebnadzor.ru/. ГИС ЗПП содержит сведения о нормативных правовых акта, регламентирующих вопросы защиты прав потребителей, информационно-аналитические материалы, информацию о результатах проверок, актуальную судебную практику по спорам в сфере защиты прав потребителей, сведения о продукции, несоответствующей обязательным требованиям, а также необходимые данные об органах и организациях в сфере защиты прав потребителей.

С учетом неснижаемой актуальности вопросов защиты прав потребителей при предоставлении различных финансовых услуг в 2017 году Роспотребнадзором в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» открыта постоянная круглосуточная горячая линия по вопросам нарушений прав потребителей финансовых услуг. Граждане могут задавать свои вопросы круглосуточно по телефону: 8-800-100-29-26.

Горячая линия открыта для получения гражданами оперативных консультаций и разъяснений по вопросам защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг, упрощения процедуры подачи обращений и жалоб, оказания содействия повышению общего уровня информированности населения об их правах на финансовом рынке и о деятельности Роспотребнадзора в данной сфере.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Бурятия продолжается деятельность по обеспечению прав потребителей на приобретение качественных товаров и услуг.

Обращения граждан принимаются по адресу: 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 45б. Направить обращение в электронном виде, а также узнать подробную информацию о порядке и приеме обращений граждан можно на сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия http://03.rospotrebnadzor.ru/.

В случае необходимости получения устной консультации о требованиях законодательства в сфере защиты прав потребителей граждане могут обратиться в отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия по телефону «горячей линии» 8-800-350-64-56, телефону 8(3012)37-15-30, а также в Консультационный центр по защите прав потребителей по телефону 8(3012)33-28-99. 

При использовании материалов Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия ссылка на Управление обязательна.