УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

О работе с обращениями граждан по вопросам защиты прав потребителей за 9 месяцев 2017 года

Важнейшим направлением деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия (далее - Управление) остается работа с обращениями граждан.

Статьей 3 Закона РФ «О защите прав потребителей» закреплено право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей, которое обеспечивается, в частности, посредством организации системы информирования потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

Порядок рассмотрения обращений граждан регламентирован Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии с указанными нормативными документами за 9 месяцев 2017 года в Управление поступило 4138 обращений по вопросам защиты прав потребителей, из которых 3075 обращений (74,3%) поступили в устном порядке и соответственно 1063 обращения (25,7%) в письменном. Необходимо отметить, что из общего количества письменных обращений 40% поступили от органов государственной власти и местного самоуправления.

Анализ обращений потребителей за 9 месяцев 2017 года показывает, что в целом наиболее актуальными являются следующие проблемы:

- нарушение прав потребителей в сфере розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, продажи товаров дистанционным способом - 57,5% от общего количества обращений потребителей;

- нарушение прав потребителей в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг – 15,7%;

- нарушение прав потребителей в сфере бытового обслуживания населения – 10,7%;

- нарушение прав потребителей на финансовом рынке - 5,1%;

Необходимо отметить, что в соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» 235 письменных обращений (22,1%) перенаправлено для рассмотрения по подведомственности.

Наибольшее количество обращений (73,2%) было перенаправлено по подведомственности по вопросам в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг. Данный факт связан с тем, что предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов регламентировано соответствующими Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011г.. Согласно п. 161 указанных Правил, государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор). Региональный государственный жилищный надзор в Республике Бурятия осуществляет Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора.

Кроме того, в соответствии с Законом Республики Бурятия № 2157-V от 25.11.2016г. «О наделении органа местного самоуправления муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ» отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля» Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ наделено полномочиями по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля на территории г. Улан-Удэ.

На поступившие устные обращения, а также по результатам рассмотрения 54 % письменных обращений, потребителям даны разъяснения законодательства. 

На основании 29 обращений Управлением проведены контрольно-надзорные мероприятия. В целом по результатам рассмотрения обращений возбуждено 54 дела об административном правонарушении.

Рассматривая обращения потребителей, необходимо отметить, что с начала 2017 года изменились требования к рассмотрению Роспотребнадзором обращений потребителей как возможному основанию для проведения соответствующих внеплановых проверок в рамках осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

На данный момент необходимым условием для того, чтобы обращения граждан, потребительские права которых нарушены, могли стать законным основанием для проведения внеплановой проверки, будет являться подтверждение заявителем в его обращении в орган государственного контроля (надзора) факта того, что до обращения в Роспотребнадзор он «обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены».

Указанное означает, что для граждан, целью обращения которых в Роспотребнадзор является постановка вопроса о проведении в отношении соответствующих юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей внеплановых проверок, вышеназванными новеллами фактически введен обязательный предварительный претензионный порядок обращения потребителя с соответствующими требованиями непосредственно к хозяйствующем субъекту.

Кроме того, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить обратившееся лицо. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

Управлением будет продолжена работа по повышению качества рассмотрения обращений от населения, консультационной и информационно-просветительской работы с гражданами.

Обращения граждан принимаются по адресу: 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 45б. Направить обращение в электронном виде, а также узнать подробную информацию о порядке и приеме обращений граждан можно на сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия http://03.rospotrebnadzor.ru/.

В случае необходимости получения устной консультации о требованиях законодательства в сфере защиты прав потребителей граждане могут обратиться в отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия по телефону 33-27-50, а также в Консультационный центр по защите прав потребителей по телефону 33-28-99. 

 

При использовании материалов Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия ссылка на Управление обязательна.