Санитарно-эпидемиологическая служба Республики Бурятия в годы
Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
Санитарно-эпидемиологическая служба Республики Бурятия (тогда Бурят-Монгольская АССР) внесли большой вклад в дело обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения республики в годы Великой Отечественной войны.
В Бурят-Монгольской АССР, как и в целом по стране, в эти годы складывалась крайне тяжелая эпидемическая обстановка: ввиду экономических трудностей существовала опасность распространения инфекционных болезней. Поэтому работа органов санитарно-эпидемиологической службы имела особое значение.
Канун войны, 1940 год, является самым организационным годом санитарно-эпидемиологической службы в республике. В районах республики открывались санитарно-эпидемиологические станции. И на 1 января 1941 года в Республике Бурятия работало 8 санитарно-эпидемиологических станций (СЭС). Главным государственным санитарным инспектором Наркомздрава Бурят-Монгольской АССР был Георгий Иннокентьевич Зайков.
Зайков Георгий Иннокентьевич
В городе Улан-Удэ в госсанинспекции работали санитарные врачи В.С. Скворцова, Д.П. Кузьменко и А.И. Дегтярева. Государственная санитарная инспекция имела отраслевых инспекторов по жилищно-коммунальному хозяйству, пищевым предприятиям, промышленным объектам, школам. Свои государственные санитарные инспекторы были и в районах республики. Главным врачом Областной санэпидстанции был Тихон Максимович Тарантаев.
С началом Великой Отечественной войны многие медицинские работники республики были призваны на военную службу. Среди них были: Тихон Максимович Тарантаев, Георгий Иннокентьевич Зайков, Павел Николаевич Лавров, Прокопий Филиппович Низамов, Петр Климович Простакишин, Николай Ильич Чирков, Иван Семенович Лосев, Харитон Яковлевич Комаров, Вера Георгиевна Шершова, Нина Константиновна Тюменцева, Дмитрий Полиевктович Кузьменко, Анна Федоровна Деменева, Бежан Батуевич Батуев, Зинаида Ивановна Колодина, Валентина Сергеевна Скворцова, Федор Семенович Хаданов и многие другие.
Тяжелые условия военных лет требовали от специалистов санитарно-эпидемиологической службы напряженной работы. Успех в работе по предотвращению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний зависел от эффективности противоэпидемических мероприятий.
Экономические трудности в годы войны отрицательно сказались на санитарно-эпидемиологическом состоянии в республике. Это, в свою очередь, привело к увеличению инфекционных заболеваний, причем наиболее высокие цифры инфекционной заболеваемости приходились на период 1942-1943 гг. Это было связано, во-первых, с ослаблением санитарно-эпидемической работы из-за недостатка медицинских кадров, во-вторых, с недостаточным финансированием, так как не всегда в лечебных учреждениях были в наличии необходимые вакцины и сыворотки, лекарственные средства, а иногда даже полностью отсутствовали гигиенические средства, включая мыло.
Росту инфекционных заболеваний способствовало резкое ухудшение питания населения. Повсеместная острая нехватка сельхозпродуктов, дефицит белков и витаминов в рационе питания, снижение его калорийности негативно отразились на состоянии здоровья людей. Огромную опасность в отношении распространения эпидемических заболеваний представляла проблема водоснабжения.
В сельской местности угроза эпидемических заболеваний исходила от скота. Периодически в годы войны наблюдались вспышки заболеваний скота сибирской язвой, лошадиной чесоткой и др. Причем необходимых сывороток для лечения было недостаточно. Основное средство борьбы с подобными эпидемиями в тот период - жесткая локализация очага заболеваемости. Прекращался всякий въезд и выезд с пораженной территории.
В данных обстоятельствах в республике старались расширять сеть санитарно-эпидемических станций. Если в 1943 г. в республике насчитывалось восемь санэпидемстанций, то в 1944 г. число станций было увеличено до десяти.
Химико-бактериологическая лаборатория
В Бурят-Монгольской АССР проводилась большая противоэпидемическая работа в городах и в районах республики. Был разработан план санитарных и противоэпидемических мероприятий. Всем руководителям учреждений, санитарных участков, директорам были разосланы планы для исполнения.
Широкое применение получили массовые обходы жилых помещений, периодический осмотр населения, профилактическая санитарная обработка жилищ и одежды, хлорирование воды. Только за два месяца 1943 г. врачами было обследовано 50 052 усадьбы, из них оказались загрязненными и после этого очищенными 31 586 усадеб. Обследовано было 4367 уборных и 389 помойных ям, из них выявлено загрязненными и очищено 3768 уборных и 332 помойных ям.
В помощь Государственной санитарной инспекции в деле борьбы с заболеваниями 3 марта 1942 г. на заседании Улан-Удэнского горкома ВКП(б) было решено создать городскую противоэпидемическую комиссию, председателем которой назначили Л.П. Сабурова. В Наркомздраве БМАССР были созданы специальные группы, которые несли круглосуточные дежурства по отслеживанию эпидемиологических вспышек в районах республики. Районные здравотделы обязывались сигнализировать в центр о положении с заболеваемостью как минимум по трем наиболее опасным инфекциям - сыпному тифу, брюшному тифу и дизентерии.
Во всех крупных населенных пунктах, на предприятиях, в общежитиях, домоуправлениях создавались институты общественных санитарных инспекторов. Медицинские работники, привлекая на помощь население, профсоюзные и другие общественные организации, осуществляли подворовые обходы, проводили санитарную обработку очагов заражения. Так, в годы войны жительница Улан-Удэ Е.И. Виноградова работала хинанизатором. На доверенном ей участке она ходила по домам и раздавала таблетки от малярии, причем она должна была обязательно удостовериться, что таблетка проглочена.
Большое значение санитарно-эпидемические службы придавали санитарно-просветительской работе. Она включала в себя выезды в районы специалистов службы, подготовку и рассылку методических указаний, тезисов лекций для медицинского персонала, издание различных памяток для населения на случай заболеваний брюшным тифом, дизентерией и другими подобными инфекциями. Через радиоузел специалистами читались лекции. Только за два месяца (апрель, май) 1943 г. в Бурят-Монгольской АССР врачами было прочитано 314 лекций и проведено 2374 бесед с населением. Иногда устраивались передвижные выставки в районах. Большое значение санитарно-эпидемические службы придавали работе в школах. Из учеников 4-10-х классов формировался школьный санитарный актив, который следил за чистотой, устраивал ежедневный «воротничковый» осмотр школьников. Ведь отсутствие моющих средств приводило к росту заболеваемости педикулезом, что вызвало необходимость сооружения ушедших в прошлое так называемых вошебоек. Промысловые артели и потребительская кооперация наладили массовое изготовление гребешков для вычесывания педикулезных паразитов.
К отсутствию в продаже предметов личной гигиены прибавлялось недостаточное питание, что усиливало опасность инфекционных заболеваний среди населения.
Серьезную угрозу для населения республики представлял туберкулез. Эта болезнь считается социальной, она реагирует на условия жизни людей. Успешное решение жилищной проблемы и полноценное питание снижали риск заболевания туберкулезом. Проживание значительной части населения в сырых бараках и полуземлянках в крайне стесненных условиях, проблемы с топливом, полуголодное существование создавали благоприятные условия для развития туберкулезных заболеваний. Из-за сокращения бюджета системы здравоохранения были ликвидированы туберкулезные санатории, значительно сократилось амбулаторное обслуживание и помощь на дому туберкулезным больным в связи с призывом на военную службу десяти врачей-фтизиатров из Улан-Удэ. Особенно ухудшилось положение в сельской местности, где из четырех работавших в первом полугодии 1941 г. туберкулезных пунктов в конце 1941 г. остался один Селенгинский. Все это привело к значительному росту заболевания туберкулезом, причем в тяжелой форме.
5 января 1943 г. СНК СССР принял постановление за № 15 «О мероприятиях по борьбе с туберкулезом». Тогда же было принято несколько постановлений СНК БМАССР, в которых предписывалось: развернуть ночной санаторий для туберкулезных больных при заводе № 99, развернуть санаторные группы для детей, организовать ряд санаторных детских садов в республике, расширить при больницах туберкулезные отделения, улучшить питание туберкулезных больных, директорам промышленных предприятий и учреждений неуклонно выполнять инструкцию о трудовом устройстве рабочих и служащих, больных туберкулезом.
О результатах принятых мер по профилактике и лечению заболеваний туберкулезом свидетельствуют следующие данные. К 1944 г. была расширена стационарно-санаторная помощь: в районах были открыты детские туберкулезные санатории, туберкулезные санатории, туберкулезная больница, санаторные ясли, санаторные группы при яслях, санаторный детский сад, детская столовая для туберкулезных больных. Отдельно для туберкулезных больных были выделены продовольственные товары. Всего в республике к 1945 г. насчитывалось 16 туберкулезных диспансеров и 11 туберкулезных пунктов.
Что же касается других острых заразных заболеваний, то проводимые противоэпидемические мероприятия позволили избежать их массового распространения, эффективно ликвидируя отдельные вспышки. Например, весной 1942 г. в Бичурском районе был локализован очаг на уровне 15 случаев заболеваний сыпным тифом, в Кяхтинском районе - 50 случаев. Такие вспышки острых заразных эпидемических заболеваний старались держать под контролем, и в течение всей войны не допустили массовой эпидемии, хотя риск был всегда и некоторый рост инфекционных болезней постоянно наблюдался.
Командировка по Бичурскому району
В марте месяце 1944 года Областная санитарно-эпидемиологическая станция была закрыта. На ее базе открыта Улан-Удэнская городская санэпидстанция.
К концу войны в целях профилактики эпидемических заболеваний стали широко применять различные прививки. В 1944 г. в Улан-Удэ прививками против брюшного тифа было охвачено 39 915 человек, в то время как в 1940 г. - только 14 429 человек; прививками против дизентерии в 1944 г. - 40 002 человека, а в 1942 г. - только 4058 человек.
Тяжелые военные годы, когда постоянно существовала угроза возникновения инфекционных заболеваний среди населения, стали настоящим испытанием для санитарных врачей и эпидемиологов. Силами санитарно-эпидемиологической службы Бурятии проводилась большая работа по предотвращению инфекционных заболеваний среди населения в тылу. Все в тылу жили по законам военного времени. Работники госсанинспекций, баклабораторий, санэпидстанций, противомалярийных станций выполняя свой профессиональный и гражданский долг, обеспечивали санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.