УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Информ Полис: Руководитель Роспотребнадзора Бурятии Сергей Ханхареев – о борьбе с фальсификатом, профилактике гриппа и новых видах проверок


- Сергей Степанович! Подводя итоги уходящего года, как Вы считаете, каким он был для Службы?

- В 2018г органы и учреждения Роспотребнадзора по Республике Бурятия   продолжали работу для обеспечения устойчивой санитарно-эпидемиологической ситуации в республике и по эффективной защите прав потребителей. Специалистами проводится большая работа по многим направлениям: это и качественные и безопасные продукты питания, товары, услуги, и благоприятная окружающая среда, и здоровье населения в целом.

 

- А как в целом обстоят дела по заболеваемости в республике? На что обратить гражданам внимание?

- В целом, эпидемическая ситуация в республике в текущем году оставалась стабильной. Добиться этого удалось благодаря целому комплексу проведенных профилактических и противоэпидемических мероприятий. Так, регистрируется снижение по инфекционным и паразитарным заболеваниям на 8%, из 42 нозологических форм достигнута стабилизация и снижение по 22, по 11 – отмечены единичные случаи. Вместе с тем, отмечается рост заболеваемости сальмонеллезом в 1,5 раза, норовирусной инфекцией - в 1,7 раза. Эпидситуация осложнилась в связи с регистрацией очагов инфекционных заболеваний, связанными с предприятиями общественного питания. Плановые мероприятия в отношении таких предприятий общепита не проводились в связи с «надзорными каникулами». В ходе внеплановых мероприятий выявлен ряд грубых нарушений требований санитарного законодательства. Мы приняли все необходимые меры, деятельность объектов была приостановлена, а также возмещено предпринимателями причиненный вред здоровью людей на общую сумму свыше 3,5 млн.руб.

В этой связи, хочу обратиться к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, оказывающим услуги питания, о необходимости неукоснительного соблюдения обязательных требований санитарного законодательства. Особенно сейчас, в период проведения праздничных новогодних мероприятий, корпоративов, необходимо принять дополнительные профилактические меры. Предприниматели должны ответственно относиться к своим клиентам, к их здоровью. Ведь здоровье – это самое ценное, что есть у человека.

- Сегодня много говорят о фальсификации продуктов. Что необходимо сделать, чтобы на потребительском рынке республики была только безопасная и качественная продукция?

- Служба проводит большую работу по пресечению оборота фальсифицированной пищевой продукции на потребительском рынке республики.

Практика показывает, что фальсифицируют в основном молочные продукты, колбасные изделия. К примеру, в пробах сливочного масла при лабораторных исследованиях обнаруживаются жиры растительного происхождения, которых там не должно быть, в колбасных изделиях выявляются непредусмотренные по рецептуре соевая мука, крахмал. К сожалению, среди них есть и продукция местных производителей. По всем выявленным нарушениям приняты меры административного воздействия. Забраковано 90 партий пищевых продуктов общим объемом 6000 кг. Все они изъяты из оборота и утилизированы.

- Как же гражданам выбрать на полке в магазине качественный продукт?

- В этом потребителю должна помогать маркировка товара. Ведь фальсификатом считается продукт, в котором обнаруживаются ингредиенты, не заявленные производителем на упаковке. Поэтому мы считаем, что информировать о составе продукта нужно максимально полно и доступным способом. Главная задача – чтобы потребитель понимал, что он покупает, и доходить до него должны только качественные и безопасные продукты. Тем более, что в 2019г вступают в силу изменения в законодательстве, в соответствии с которыми маркировка товаров должна быть легкочитаемой, шрифт должен быть четким и разборчивым, соответствующего размера и др.

Хотел бы напомнить жителям республики, что вся информация о фальсифицированной продукции и ее производителях размещается на Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей Роспотребнадзора в открытом доступе. Кроме того, потребители смогут найти на портале алгоритм действий в случае нарушения их прав, ответы на многие вопросы в сфере защиты прав потребителей, нормативно-правовые акты и информационно-аналитические материалы.

- Можно сказать, что это справочник для потребителя, очень полезный и необходимый. А на что чаще всего жалуются потребители?

- В этом году специалистами Службы рассмотрено более 5 000 обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей. 55% из них – это обращения на нарушение прав потребителей в сфере торговли. Много обращений на нарушение прав потребителей на финансовом рынке. И здесь стоит отметить, что потребители стали более грамотными. Они знают свои права, знают, как их отстаивать путем претензионного порядка. Но не всегда потребителям удается сделать это самостоятельно, поэтому мы, как государственный орган, призванный защищать права потребителей, осуществляем в том числе и судебную защиту граждан. Так, в 2018 году в суды республики в целях восстановления нарушенных прав потребителей подано 41 исковое заявление. По всем заявлениям требования Управления удовлетворены, а это значит, что права потребителей восстановлены. Кроме этого, в целях защиты прав потребителей в судах даются заключения. В результате участия Управления в судебной защите, в пользу потребителей присуждено денежных средств на сумму 2 309,4 тыс. руб.

- Сегодня многие приобретают товары через Интернет и бывает, что приходит товар, который не соответствует заказу. Планируется ли введение дополнительной защиты таких сделок?

- Да, вы правы, этот вопрос очень актуален. И с 1 января 2019 года вступает в силу поправки, внесенные в Закон РФ "О защите прав потребителей", о регулировании деятельности агрегаторов. Еще на стадии законопроекта успел получить «народное название» «закон об агрегаторах». А что такое агрегаторы? Это электронная торговая площадка, на которой аккумулируются предложения о продаже товаров/услуг различных продавцов. И по сути какой-либо ответственности перед покупателем они фактически вообще не несли. И «закон об агрегаторах» направлен на защиту прав и интересов потребителей в их правоотношениях с агрегаторами. Кроме того, повысится прозрачность процедуры покупки товаров через такие платформы, что позволит обеспечить защиту покупателей от недобросовестных продавцов.

 

- А что было нового в Вашей работе в 2018 году?

- Одно из нововведений – Службу наделили полномочиями проведения контрольной закупки. Буквально в конце ноября Правительство Российской Федерации утвердило правила, по которым должны организовываться и проводиться контрольные закупки. Ожидаем принятия еще дополнительно подзаконных нормативно-правовых актов, которые позволят нам уже в полную силу использовать контрольную закупку с целью проверки соблюдения обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям, в том числе при совершении сделок с использованием почтовой связи, электросвязи, Интернет. Таким образом, у нас появится дополнительный инструмент в выявлении некачественных товаров и услуг.

- Какие цели и планы намечены Вами на 2019 год?

- Цель у нас всегда одна – обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия наших граждан и защита их прав как потребителей. Вы, наверное, знаете, что Президент Российской Федерации утвердил национальные цели и стратегические задачи развития нашей страны на период до 2024 года, которые направлены на повышение уровня жизни граждан, рост продолжительности жизни и т.д. В том числе и перед нами поставлены определенные задачи, которые необходимо решать совместно с органами исполнительной власти республики, органами местного самоуправления.

- Спасибо большое, Сергей Степанович, за интервью! С наступающим Новым годом Вас!

- Спасибо большое! И Вас с наступающим! Позвольте поздравить со страниц Вашего издания и жителей республики, пожелать в наступающем Новом году крепкого здоровья, семейного благополучия, успехов во всех начинаниях! Пусть 2019 год подарит много счастливых моментов и исполнения самых заветных желаний! Берегите себя и близких!