УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Письмо от 14.12.2010 № 001/ 5761- 03.12 «О разъяснении изменений № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03»

Руководителям предприятий и организаций

В связи с необходимостью дальнейшего упрощения, снятия административных барьеров и избыточных требований при установлении размеров санитарно-защитных зон для объектов и производств, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека были внесены "Изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция", зарегистрированные в Минюсте РФ 12 октября 2010 г. N 18699. Из главы I, пункта 1.2., абзаца I «Требования настоящих правил распространяются» были исключены слова «и действующих промышленных объектов и производств».

В связи с этим разъясняем следующее.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются:

1) для вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов находящихся в стадии технического перевооружения, при увеличении мощности, изменении технологических процессов, применении технологий, не имеющих аналогов на территории Российской Федерации, которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека;

2) для действующих промышленных объектов и производств I, II и III и IV классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными для здоровья веществами и превышением уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений выше установленных гигиенических нормативов, что вызывает обоснованные жалобы населения;

3) для действующих объектов или производств, в случае принятия решения Администрацией городского или сельского поселения, обращения руководителя указанного объекта с просьбой об установлении санитарно-защитной зоны.

4) Размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.

Не устанавливаются размеры и границы СЗЗ для действующих промышленных объектов и производств:

1) для которых уже была установлена СЗЗ на основании ранее действовавших нормативных документов.

2) если расстояния от границы территории промышленной площадки предприятий до нормируемых территорий составляет ориентировочный размер СЗЗ для указанного класса объекта (по классификации СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03) или превышает его. Для подтверждения соответствия ориентировочного размера СЗЗ предприятие должно иметь ситуационный план с границами промышленной площадки, нанесенными границами ориентировочной СЗЗ по периметру промплощадки. На территории  ориентировочной СЗЗ не должно быть жилой застройкой и других объектов с нормируемыми показателями качества среды обитания (школы, детские сады и др.).

3) СЗЗ не устанавливаются и для предприятий, которые в течение последних 5 лет работают стабильно. Стабильностью работы объекта или производства является безусловное соблюдение норм действующего санитарного законодательства по охране атмосферного воздуха, подтвержденной результатами производственного контроля за выбросами загрязняющих веществ в  атмосферный воздух, физического воздействия на атмосферный воздух, без превышения гигиенических нормативов за  последние 5 лет;

4) без увеличения количества источников выбросов в атмосферный воздух и объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без изменения технологических процессов;

5) при отсутствии обращений населения на загрязнение атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух;

6) СЗЗ не устанавливаются и для объектов, расположенных на удалении от нормируемых территорий на расстояние 10 и более км, при условии, что в радиусе 1000 м от границы территории объекта отсутствуют родовые угодья коренных малочисленных народов, к границе ориентировочной санитарно-защитной зоны предприятия не будут приближаться нормируемые территории, перспективная жилая застройка, в соответствии с генеральным планом развития городского или сельского поселения. 

7) СЗЗ не устанавливаются для объектов, расположенных в промышленной зоне и не имеющих непосредственных границ с нормируемыми территориями. Для группы промышленных объектов и производств устанавливается единая санитарно-защитная зона. Согласно п. 3.13 СанПиН  допускается для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов), установление санитарно-защитной зоны индивидуально для каждого объекта.

Для предприятий I, II, III классов опасности при установлении санитарно-защитных зон отменено проведение не менее чем годовых натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитных зон. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе санитарно-защитной зоны, жилой застройки и других нормируемых территорий являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физического воздействия на атмосферный воздух в рамках проведения производственного контроля.

Вместе с тем натурные исследования и измерения на границе жилой застройки и расчетной СЗЗ проводятся:

- для аэропортов, аэродромов, вертодромов - по лимитирующему фактору (шум); количество измерений определяется в каждом конкретном случае с учетом интенсивности работы аэропорта (количество взлет-посадок и взлетно-посадочных полос);

- для групп промышленных предприятий (промышленных зон), в состав которых входят объекты I, II классов опасности, в выбросах которых содержатся вещества I класса опасности, а также вещества с доказанной канцерогенностью - всего 20 натурных исследований загрязнений атмосферного воздуха в год, проводимых посезонно, по приоритетным веществам, расчетная концентрация которых составляет 0,7 и более ПДК; инструментальных измерений физических факторов воздействия на атмосферных воздух (всего 8 исследований в год, проводимых посезонно).

Действующей редакцией Санитарных правил допускается уменьшение ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Уменьшение СЗЗ при объективном доказательстве достижения уровня  загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до предельно-допустимых концентраций и предельно-допустимых уровней на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений:

- для предприятий I и II класса опасности (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья;

- для промышленных объектов и производств III, IV классов опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений.

При размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности (с ориентировочным размером СЗЗ 50 м), в условиях сложившейся градостроительной ситуации, при невозможности соблюдения размеров ориентировочной СЗЗ, необходимо обосновать размещение таких объектов ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и акустическим расчетами. Проект санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования атмосферного воздуха, и измерения уровней шума не проводятся.

Для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физического воздействия на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий и социально-гигиенического мониторинга. Проект организации санитарно-защитной зоны не разрабатывается. В случае поступления обоснованных обращений населения об ухудшении условий проживания, связанных с деятельностью предприятия, требуется выполнение мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ и/или снижению уровней шума.

Работы по оценке риска для здоровья населения не проводятся:

- для животноводческих и птицеводческих предприятий (при сопоставлении размеров и границ СЗЗ указанных объектов и производств, полученных расчетным путем и по результатам работ по оценке риска, различий не выявлено);

- для кладбищ (при сопоставлении размеров и границ СЗЗ указанных объектов и производств, полученных расчетным путем и по результатам работ по оценке риска, различий не выявлено);

- для промышленных объектов и производств, расстояние от границы территории которых до границы нормируемых территорий в 2 и более раза превышает ориентировочную санитарно-защитную зону.

Размещение жилой и другой нормируемой застройки в границах ориентировочных санитарно-защитных зон действующих предприятий, производств, сооружений и иных объектов не допускается.


Руководитель                                                                                                                                                   А.Б. Болошинов