УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Протокол «Семинар – совещания «Требования санитарного и природоохранного законодательства по охране водных объектов»»

Председатель: Н.В. Мантатова - заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия

Присутствовали:

1. Деревцова Людмила Николаевна - главный специалист-эксперт Управления Росприроднадзора по РБ;

2. Цибудеева Дарима Цыденовна - заместитель начальника отдела регулирования водопользования Управления водных ресурсов озера Байкал;

3. Петрова Надежда Матвеевна - ведущий специалист министерства природных ресурсов Республики Бурятия;

4. Представители администраций муниципальных образований «Закаменский район», «Прибайкальский район», «Кяхтинский район», «Мухоршибирский район», «Заиграевский район», «Тарбагатайский район», «Селенгинский район», «Кабанский район»;

5. Представители промышленных предприятий: ОАО «Водоканал», ОАО «Байкальские коммунальные сети», ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», ТЭЦ-1 ОАО «ТГК-14», ЗАО «Улан-Удэстальмост», ООО «Теплоцентраль», ООО «Славянка», МУ МОП ЖКХ "Онохой", МУ МОП ЖКХ "Новая Брянь", ООО "Тепловик" ООО "Закаменское ПУЖКХ", ООО  «ЖКХ п. Селенгинск», ООО "Комфорт", ООО "Бионикс", МУП "Каменскжилкомсервис", МУП "Каменскжилкомсервис", ОАО "Разрез Тугнуйский", СКУП РБ "Байкалкурорт", МУП "Турунтаево", ООО "Перспектива", ОАО "ОГК-3" Гусиноозерская ГРЭС, МУП ЖКХ "Коммунальщик", МУП ЖКХ "Шалутское";

6. Специалисты Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия: О.А. Романова, Е.Е. Багаева, А.В. Цырендоржиев, А.А Бужгеева;

7. Специалисты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия»: А.А. Болошинова, Л.Е. Дамдинова, Е.В. Толмачева, Б.А. Раднабазарова.

Выступили: Н.В. Мантатова, О.А. Романова, Е.Е. Багаева, А.А. Бужгеева, Л.Н. Деревцова, Д.Ц. Цибудеева, Н.В. Мантатова.

В настоящее время отношения в области санитарной охраны водных  объектов регулируются несколькими федеральными законами, важнейшими из  которых являются Водный кодекс, введенный в действие с 01.01.2007 г. федеральным законом № 73- ФЗ от 03.06.2006 г., Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» № 96-ФЗ от 19.12.1991 г.

Статья 43 Водного кодекса предусматривает использование для питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения защищенных от загрязнения и засорения водных объектов.

Требования к питьевой воде, питьевому и хозяйственно- бытовому водоснабжению и охране водных объектов  установлены статьями 18, 19 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., а также действующими санитарными правилами и нормативами.

Несмотря на имеющуюся нормативно-правовую  базу, результаты надзорных мероприятий и социально-гигиенического мониторинга свидетельствуют о многочисленных нарушениях требований санитарного и природоохранного законодательства. 

В настоящее время, на контроле Управление Роспотребнадзора по РБ находится 369 подземных источников водоснабжения, из них 31,1 % источников (115 шт.) не соответствуют санитарным нормам и правилам. 64,8 % (742) источников нецентрализованного водоснабжения из 1145, не соответствуют санитарным нормам и правилам.

Основной причиной несоответствия является отсутствие и (или) нарушение режимов эксплуатации зон санитарной охраны. В зонах строгого режима располагаются источники загрязнения подземных вод - хозяйственные постройки, надворные туалеты и выгребные ямы, огороды, поилки для скота, что оказывает влияние на качество питьевой воды. Высокий износ распределительных водопроводных сетей (60-70%), их неудовлетворительное состояние, приводит к многочисленным авариям и порывам водоводов, что так же ухудшает качество и безопасность воды подаваемой потребителю.

В 2010 году доля населения, обеспеченного питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами составила - 64,17%, (в РФ - 85,5%). Более трети населения республики пользуется питьевой водой, не отвечающей санитарно-эпидемиологическим нормативам. В ряде районов (Иволгинском, Закаменском, Кабанском, Хоринском, Муйском, Баунтовском) этот показатель достигает до 83,6 % (в РФ - 8,9 %). 2,2% населения республики использует  открытые водоёмы в качестве источников нецентрализованного водоснабжения, что создаёт дополнительную эпидемиологическую опасность.

В 2010 году вынесено постановлений об административном правонарушении за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде - 72, из них 12 на юридические лица. Вынесены постановления по ст.ст. 6.3, 6.4, 6.5, 8.2, 8.42, 8.5, 14.4 часть 1, 14.4 часть 2, 14.8 часть 1, 14.8 часть 2, 14.8 часть 3, на общую сумму 273450 рублей, из них взыскано 221400 рублей. Число дел, о привлечении к административной ответственности, направленных на рассмотрение  в суды - 23.

За период 2009-2011г.г. всего Управление Роспотребнадзора было рассмотрено 148 проектов ЗСО представленных 120 собственниками водозаборных сооружений. 37 проектных материалов получили заключение о не соответствии санитарным правилам и нормативам. Наибольшее количество проектов ЗСО разработано в г. Улан-Удэ, Баргузинском, Прибайкальском, Заиграевском и Кабанском районах. Среди субъектов предпринимательства, проекты ЗСО разрабатывают в основном пищевые объекты (28 %), детские учреждения (27%), промышленные предприятия(18 %), предприятия ЖКХ и сельские поселения всего 15%, прочие (турбазы, ЛПУ и др.)- 12%.

По результатам мониторинга состояния водных объектов в местах приоритетного водопользования населения и негативного воздействия на водоемы хозяйствующих субъектов, водные объекты на территории Республики Бурятия находятся под выраженным техногенным и антропогенным воздействием. Так, в 2011 г. 45,6 % исследованных проб не соответствовали нормативам по санитарно-химическим показателям. 10,2 % проб не соответствовали нормативам по микробиологическим показателям. В 5,4 % проб выявлен неопасный (неагглютинирующий) вид холерного вибриона.

Превышение гигиенических нормативов отмечается в местах рекреации, в местах сброса сточных вод в водоемы и ниже по течению. Среди причин неудовлетворительного качества воды открытых водоемов: сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод в открытые водоемы, неблагоустроенность мест купания, высокая нагрузка на водоемы  отдыхающих.

На большей части предприятий республики очистные сооружения характеризуются высокой степенью изношенности, мероприятия по разработке и внедрению новых технологий водоочистки, замкнутого оборота водоснабжения, не планируются. Из 21 предприятия, осуществляющего сброс хозяйственно- бытовых сточных вод, обеззараживание стоков проводится преимущественно методом хлорирования; ультрафиолетовое обеззараживание используется только на 3х предприятиях.

В нарушение требованиям санитарного и природоохранного законодательства в г. Улан-Удэ в течение ряда лет сточные воды сбрасываются в реку Селенга без обеззараживания, что является нарушением Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ, а также Водного Кодекса.

Управлением Росприроднадзора по РБ (Л.Н. Деревцова) доложена информация о нарушениях природоохранного законодательства на подконтрольных объектах  Управления:

ООО «ЖКХ п. Селенгинск» использует участок водного объекта - левую протоку р. Селенга для сброса сточных вод. Вследствие изменения гидрологических характеристик протоки, её обводнение происходит в основном за счет сброса сточных вод  с очистных  сооружений МУП ЖКХ п. Селенгинск без их разбавления.

Квартирно- эксплуатационные и воинские части (Кяхтинская КЭЧ, Гусиноозерский участок Улан-Удэнской КЭЧ, в/ч 14129 п. Звездный, Джидинская КЭЧ, 235 КЭЧ района СибВО, в/ч 59376), расположенные в республике характеризуются высоким уровнем экологического риска, уклоняются от природоохранных мероприятий, содержат источники повышенной опасности для окружающей среды, на протяжении ряда лет не устраняется нарушения природоохранного законодательства. Эксплуатация объектов водоснабжения и водоотведения ведется неудовлетворительно, не ведется производственный лабораторный контроль.

В настоящее время осуществляют водопользование без соответствующих разрешительных документов Управления водных ресурсов озера Байкал: Джидинская КЭЧ (ОАО «Славянка»), ООО ЖКХ «Выдрино», МУП «Жилкомхоз» г. Бабушкин, Кяхтинская КЭЧ (ОАО «Слявянка»), ООО «Титан Т» (п. Таксимо, п. Северомуйск), курорт «Горячинск», ООО «Гермес» (СТ. Ангоя, п. Кичера, п. Янчукан, п. Н.Уоян), МУП ЖКХ «Татаурово», водолечебница «Дзелинда», ООО «Расцвет», ОАО «Портал», ООО «Тепловик», ПЧ «Восточный портал», ПЧ «Западный портал», ООО «Старатели Каралона», Селенгинский экспериментальный рыбоводный завод, курорт Аршан, МУП «Водоканал».

Загрязнение водных объектов, нерешенные проблемы обеспечения населения республики доброкачественной питьевой водой обуславливают относительно высокий риск заболеваемости населения инфекциями с преимущественно водным фактором передачи. Уровень заболеваемости острыми кишечными инфекциями (ОКИ) в республике превышает средне российские показатели в 1,5 раза, заболеваемость вирусным гепатитом А превышает российские показатели в 1,7 раза.

Семинар- совещание решает

Рекомендовать:

1.      Администрациям муниципальных образований и руководителям организаций и предприятий:

1.1. разработать проекты обоснования зон санитарной охраны объектов водоснабжения и обеспечить их реализацию;

1.2. организовать проведение производственного контроля за качеством питьевой воды в централизованных  и нецентрализованных системах водоснабжения, воды из поверхностных источников водоснабжения, воды открытых водоемов и почвы в местах  массового отдыха населения в соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», ГОСТ 17.1.5.02-80 «Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов»;

1.3. информировать население об ограничении водопользования в связи со сбросом сточных вод;

2.      Администрациям муниципальных образований:

2.1.  обеспечить создание надлежащих условий в местах массового отдыха населения на водных объектах;

2.2. не допускать использование в целях рекреации территории водных объектов, не соответствующих гигиеническим требованиям;

2.3. информировать население о состоянии водных объектов в местах купания и отдыха;

3. Руководителям организаций и предприятий:

3.1. обеспечить обеззараживание и дезинвазию сточных вод на очистных сооружениях и подведомственных объектах;

3.2. обеспечить подготовку и согласование с заинтересованными ведомствами проектов нормативов допустимых сбросов в соответствии с требованиями действующих санитарных правил, согласно «Методики разработки нормативов допустимых веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 № 333;

3.3. обеспечить проведение производственного контроля за качеством питьевой воды в централизованных  и нецентрализованных системах водоснабжения, воды из поверхностных источников водоснабжения, воды открытых водоемов и почвы в местах  массового отдыха населения в соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», ГОСТ 17.1.5.02-80 «Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов»;

3.4. оформить в Управлении водных ресурсов озера Байкал в установленном порядке решения о предоставлении водных  объектов в пользование:

4.  Управлению Роспотребнадзора по Республике Бурятия (О.А.Романова, Е.Е. Багаева, начальники территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по РБ в районах), Управлению Росприроднадзора по РБ (К.Г. Дремов):

4.1. потребовать от организаций и предприятий, обслуживающих системы водоснабжения и водоотведения проведение производственного контроля за качеством питьевой воды в централизованных  и нецентрализованных системах водоснабжения, воды из поверхностных источников водоснабжения, сточной воды, воды открытых водоемов и почвы в местах  массового отдыха населения;

4.2. применять адекватные меры административного воздействия по фактам нарушений санитарного и природоохранного законодательства, в части нарушений санитарно-эпидемиологических требований  и требований природоохранного законодательства к питьевой воде, питьевому и хозяйственно- бытовому водоснабжению и охране водных объектов;

4.3. продолжить информирование населения и администрации муниципальных образований о состоянии питьевой воды и водных объектов.


Заместитель руководителя                                                                      Н.В. Мантатова