УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Протокол «Протокол круглого стола «Соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей при предоставлении услуг ЖКХ». »

Председательствовала:

Мантатова Н.В. - заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия

 Принимали участие:

специалисты Управления: Ботоев Б.Г. - начальник отдела защиты прав потребителей, Баиров В.К. - начальник отдела санитарного надзора, Дорофеева Т.С. - главный специалист - эксперт, Манжеев И.С.- специалист - эксперт, Ширапов В.Э. - специалист - эксперт, Абашеева А.Л. - пресс-секретарь

приглашенные:

Зубарев Игорь Николаевич -Председатель Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ

Павлюк Николай Владимирович  - заместитель начальника Республиканской службы государственной жилищной инспекции РБ

Манзанова Светлана Македоновна  - Председатель Общественно организации «Общество защиты прав  потребителей РБ»

Зубарев Дмитрий Николаевич - и.о. главного инженера Улан-Удэнского энергетического комплекса

Сахьянова Елена Викторовна -начальник юридического отдела «Теплоэнергосбыт Бурятии» филиала ОАО «ТГК-14»

Ринчино Маргарита Сергеевна -  зам. директора «Теплоэнергосбыт Бурятии» филиала ОАО «ТГК-14»

Мороев Александр Урбазаевич - заместитель руководителя Администрации Советского района г. Улан-Удэ

Балачук Светлана Александровна  - начальник отдела по развитию  инфраструктуры Администрации  г. Улан-Удэ

Санжиева Сэсэг Гыденовна - начальник отдела природопользования и охраны окружающей среды Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ

Кузьмина Татьяна Алексеевна - начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ

Намсараева Дина Дмитриевна  - главный специалист отдела планирования и развития территории Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ

Ангаткин Михаил Афанасьевич -директор ООО «Центральное».

Алексеева Евгения Иннокентьевна - директор ООО «Солнечное».

Нечаев Владимир Николаевич  - зам. директора ООО «Квартал».

Бояркина Любовь Анатольевна  - директор ООО «Россервис».

Базаров Сергей Бальжирович  - директор ООО «ЖУ-16».

Содномова Марина Базаровна -директор ООО УК «Содружество».

Ахминеева Марина Анатольевна  -  директор ООО «ЭкВИСС».

Прибыльский Алексей Александрович   - главный инженер ООО «АДС».

Богатырева Елена Викторовна  - директор ООО «Альтернатива».

Иванова Ольга Аркадьевна - директор ООО «ЖУ-10».

Селиверстова Ирина Викторовна -  зам. директора ООО ЖКС «Саяны»

Шагдуров Булат Иванович  -  главный инженер ООО «Стекольное»

 Выступления:

           Мантатова Н.В., Ботоев Б.Г., Баиров В.К., Зубарев И.Н., Павлюк Н.В., Кузьмина Т.А., Мороев А.У., Ринчино М.С., Зубарев Д.Н., Ангаткин М.А., Бояркина Л.А., Алексеева Е.И., Содномова М.Б., Манзанова С.М., Мантатова Н.В.

        Комфортные условия проживания являются одним из важнейших приоритетов в жизни каждого гражданина. В связи с чем проблема качества предоставления жилищно-коммунальных услуг является одной из наиболее актуальных с точки зрения обеспечения законных прав и интересов потребителей.

       Управлением Роспотребнадзора в 2008 проблемы предоставления жилищно-коммунальных услуг гражданам рассматривались на совещании по вопросу «О нарушениях законодательства о защите прав потребителей при оказании коммунальных услуг филиалом ОАО «ТКГ-14» «Теплоэнергосбыт Бурятии» и двух заседаниях «Круглых столов» с приглашением представителей ТГК - 14, Управляющих организаций и других заинтересованных органов. Согласно принятых протокольных решений Управлением Роспотребнадзора в целях повышения уровня потребительских знаний среди населения республики регулярно публикуются статьи в СМИ, организуются выступления на радио и телевидении, проводится постоянное консультирование и разъяснение по конкретным вопросам потребителей по телефону «горячей линии» Управления, а также на базе Республиканского Многофункционального центра. Управляющими организациями проводится определенная работа по улучшению информированности потребителей о предоставляемых услугах, об организациях предоставляющих услуги. 

       В то же время по прежнему остается актуальной проблема обеспечения потребителей качественными жилищно-коммунальными услугами. За 6 месяцев 2009 г. в отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия поступило и рассмотрено 1057 обращений, из них на качество предоставления жилищно-коммунальных услуг 117, что составило 11 %. За аналогичный период прошлого года получено и рассмотрено 966 обращений, из них на качество предоставления жилищно-коммунальных услуг поступило 120 обращений, что составило 12.4 %.

      Значительное количество обращений граждан связано с ненадлежащим качеством или не предоставлением жилищно-коммунальных услуг.

         В нарушение норм ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-01 -1 от 07.02.1992 г., п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 управляющими организациями не предоставляется потребителям полная, достоверная информация об оказываемых ими жилищно-коммунальных услугах. В помещениях управляющих организаций, в местах общего пользования (подъездах) многоквартирных жилых домов, в договорах управления с собственниками помещений отсутствует информация о наименовании и местонахождении исполнителя, отсутствуют сведения об установленных ценах и тарифах на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов и жилых помещений в них. Не предоставляется информация о действующих ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги, реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы, адреса и номера телефонов аварийно-диспетчерских служб, параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий, перечень работ входящие в оплату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме и т.д.

      Не доводятся до сведения потребителей положения ст. 162-164 Жилищного кодекса РФ о полномочиях общего собрания собственников жилых помещений. В настоящее время законодательством РФ не предусмотрена возможность одностороннего установления управляющей или подрядной организацией перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, условий их оказания и выполнения, а также размера их финансирования.

     Управляющими организациями не выполняются работы по надлежащему содержанию общего имущества жилых многоквартирных домов (содержание подвалов, лестничных клеток, подъездов, придомовой территории, состояние вентиляции, ремонт приборов отопления в квартире, проведение капитального ремонта кровли) от общего количества поступивших обращений - 56 (47.9 %).

- нарушение требований к качеству жилищно-коммунальных услуг, в частности на нарушение температурного режима в жилых помещениях, на отсутствие горячего водоснабжения, на отключение электрической энергии в одностороннем порядке - 27 (23 %);

- несоблюдение установленного порядка начисления и оплаты коммунальных услуг (отопление) - 16 (13.7 %);

- несоблюдение управляющими организациями - исполнителями жилищно-коммунальных услуг требований действующего законодательства по оформлению договорных отношений - 6 (5%);

      Управляющими организациями не принимаются меры по своевременному рассмотрению жалоб от потребителей на несоответствие жилых помещений санитарно - эпидемиологическим требованиям, а именно на промерзание стен, сырость в квартире, наличие плесени, отсутствие вентиляции, влажность, ссылаясь на строительный брак. Администрациями районов несвоевременно принимаются меры при наличии информации о прекращении деятельности Управляющей организации по организации мероприятий по предоставлению услуг по вывозу ТБО и ЖБО.

      Управляющими организациями и представителями ОАО «ТГК-14» не смотря на принятые ранее решения, продолжают иметь место нарушения Порядка установления факта не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, в части составления акта, который является основанием для проведения перерасчета. В свою очередь Управляющими организациями при отказе представителей ТГК - 14 фиксировать результаты проведенных измерений, в соответствии с п. 68 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, не используют возможности привлечения для составления акта представителей государственной жилищной инспекции и общественных объединений потребителей для установления указанных фактов.

      Не оформляются договорные отношения между управляющими организациями и собственниками жилых помещений. Договорные отношения оформлены только на предоставление услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, без включения предоставления коммунальных услуг, что является несоблюдением требований Жилищного кодекса РФ и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307.

      Управляющими организациями не заключаются договорные отношения с поставщиками коммунальных услуг, а именно с ОАО «ТГК-14» на поставку коммунальных услуг потребителям. В случае заключения указанных договоров имеют место факты включения в договор условий без учета «Правил предоставления коммунальных услуг» утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, что приводит к нарушениям прав потребителей на получение качественных коммунальных услуг. 

       В силу отсутствия письменных договорных отношений на предоставление коммунальных услуг, правовой неопределенности фактически возникающих возмездных отношений в сфере ЖКХ, невозможности определить субъект возможной ответственности за нарушение прав потребителей, а также невозможности определить объем обязательств хозяйствующих субъектов остается проблема определения виновной стороны и проведения потребителям перерасчета за непредоставление и (или) предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества. Имеют место факты начисления ОАО «ТГК-14», при наличии общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, платы по нормативу потребления тепловой энергии на отопление, а не исходя из показаний прибора учета, что является нарушением требований законодательства о защите прав потребителей, ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307.

 Рекомендации «Круглого стола»:

 Органам местного самоуправления:

- обеспечить в соответствии со ст.ст. 14, 165 Жилищного кодекса РФ, с Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131 своевременное принятие мер по:

- проведению открытого конкурса по отбору управляющих организаций для неблагоустроенных жилых домов, оставшихся без управления;

- обучению представителей управляющих организаций, уполномоченных представителей собственников жилых помещений, граждан-потребителей по вопросам защиты прав потребителей с привлечением специалистов контролирующих органов;

- организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территорий домов, оставшихся без управляющих жилыми домами организаций;

- вести контроль за ходом работ управляющих организаций по подготовке жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях.

 Руководителям управляющих организаций:

- привести договор управления с собственниками помещений в многоквартирном доме в соответствие с Законом РФ «О защите прав потребителей», Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, Жилищным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ;

- довести до сведения жильцов жилых домов полную и достоверную информацию о работе лиц управляющих домом и ее результатах;

- привлекать для составления акта о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества с последующим проведением перерасчета представителей государственной жилищной инспекции и общественных организаций;

- по решению общего собрания собственников жилых помещений предоставлять потребителям коммунальные услуги в соответствии с требованиями жилищного законодательства;

- предоставлять потребителям жилищно-коммунальные услуги надлежащего качества, в необходимых для них объемах и безопасные для здоровья и жизни;

-  провести в установленные сроки подготовку жилищного фонда к отопительному сезону;

- ежегодно в течение первого квартала текущего года предоставлять собственникам помещений в многоквартирном доме отчеты о выполнении договоров за предыдущий год.

 Ресурсоснабжающей организации ОАО «ТГК-14»:

-  издать приказ о назначении ответственных лиц для проведения с Управляющими организациями совместных проверок по обращениям связанным с низкой температурой в жилых помещениях, с доведением его до всех заинтересованных организаций;

- обеспечивать бесперебойное отопление жилых помещений в течение отопительного периода, надлежащего качества и в объемах, необходимых потребителю;

- при нарушении параметров теплоносителя производить перерасчет в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам;

- не допускать фактов отключения горячего водоснабжения добросовестным потребителям, не имеющим задолженности по оплате;

-  привести договор на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде с управляющими организациями в соответствие требованиям Закона РФ «О защите прав потребителей», Жилищного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, ГОСТ Р 51617 -2000 «Жилищно - коммунальные услуги. Общие технические условия».

Управлению Роспотребнадзора по РБ, Общественным объединениям потребителей, Республиканской государственной жилищной инспекции РБ:

- повысить эффективность работы по досудебной и судебной защите прав потребителей в рамках полномочий, закрепленных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и законом Российской Федерации «О защите прав потребителей»;

- усилить контроль за деятельностью управляющих организаций по предоставлению жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества;

- совершенствовать формы и методы проведения совместных публичных мероприятий с освещением итогов в СМИ. Активизировать информационно-разъяснительную работу с привлечением СМИ с целью обучения населения основам законодательства в сфере защиты прав потребителей, а также информирования о результатах проводимых надзорных мероприятий.