УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Протокол «Протокол круглого стола «О мерах направленных на повышение эффективности работы, связанной с обеспечением защиты прав потребителей при предоставлении жилищно-коммунальных услуг». »

Председательствовала: Мантатова Н.В. - заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия.

 Присутствовали:

 Ботоев Б.Г. - начальник отдела защиты прав потребителей, Мезиров А.Ф. - заместитель начальника отдела санитарного надзора,  Оболова Г.Н. - заместитель начальника отдела защиты прав потребителей, Дорофеева Т.С.- гл. специалист - эксперт отдела защиты прав потребителей, Ширапов В.Э. - специалист- эксперт отдела защиты прав потребителей, Кушнарева К.В. - специалист-эксперт отдела организации надзора.

 Приглашенные:начальник Управления жилищного хозяйства Комитета городского хозяйства  Администрации г. Улан-Удэ - Кузьмина Татьяна Алексеевна

 и.о. начальника Управления по благоустройству Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ -  Вакуляк Татьяна Николаевна

 от общественных организаций (объединений) потребителей:

 Председатель общественной организации «Общество защиты прав потребителей Республики Бурятия»  анзанова Светлана Македоновна

 Председатель Региональной общественной организации торгово-промышленной палаты  «Общество защиты прав потребителей» Кукшинов Виктор Казанович

 Президент Региональной общественной организации       "Бурятской Ассоциация Потребителей"    Зурбанова Анна Григорьевна

 Руководители управляющих организаций:

 Шуклецова Галина Васильевна - заместитель директора ООО «Октябрьское»

Борисенко Владимир Никодимович - заместитель директора ООО «ЖУ-1»

Ермоев Владимир Витальевич - заместитель директора ООО «Центральное»

Алексеева Евгения Иннокентьевна - директор ООО «Солнечное»

Шекунова Юлия Николаевна - юрист управляющей организации ООО «Солнечное»

Калинин Максим Васильевич - главный инженер УО МУП ЖКСК п. Загорск

Чупина Инна Владимировна  - заместитель директора ООО «Южное»

Нечаев Владимир Николаевич - заместитель директора УО ООО «Квартал»

Кулакова Тамара Алексеевна - директор УО ООО «РОС»

Ерахаев Олег Юрьевич - начальник юридического отдела УО ООО «Содружество»

Гаврилов Александр Иронович - начальник ПТО УО ООО «ЖУ-1»

Повестка дня:

 «О мерах направленных на повышение эффективности работы, связанной с обеспечением защиты прав потребителей при предоставлении жилищно-коммунальных услуг».

 Открытие:

         Мантатова Н.В. - заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по РБ.

        Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг является одной из важнейших социально значимых функций государства. Государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей услуг ЖКХ, продолжает оставаться приоритетным направлением деятельности Роспотребнадзора. Жилищный кодекс РФ введен в действие с 1 марта 2005 г. Принятие его было обусловлено вполне очевидными объективными причинами и призван упорядочить соответствие правоотношений в жилищной сфере. Сегодня на «Круглом столе» планируем обсудить вопросы дальнейшего повышения эффективности взаимодействия с общественными организациями по защите прав потребителей, органами местного самоуправления. В соответствии ст. 42.1, 44, 45 Закона о защите прав потребителей определены их полномочия. В ходе проведения надзорных мероприятий в 2007 году нарушения в сфере ЖКХ составили 70 % от числа проверенных объектов.

        Слушали: начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РБ Ботоева Б.Г. «Об итогах деятельности Управления Роспотребнадзора по защите прав потребителей за 2007 год в сфере ЖКХ».

       В целом по Республике Бурятия за 2007 год Управлением Роспотребнадзора по РБ проведено 186 контрольно- надзорных мероприятий в предприятиях предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, в т.ч. плановых проверок - 54, внеплановых - 132. Выявлено нарушений - 129.

      По результатам проведенных мероприятий по надзору только по г. Улан-Удэ привлечено к административной ответственности по ст.ст. 14.8 ч.1, 6.4, 6.3 КоАП РФ 47 человек на общую сумму 121.8 тысяч рублей. Выдано руководителям предприятий 42 предписания об устранении выявленных нарушений.

         В ходе проведения плановых мероприятий по надзору выявлены нарушения  Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, законодательства о защите прав потребителей: не проводится ремонт лестничных клеток, побелка, покраска; не принимаются меры по устранению поврежденных перил, разрушенных штукатурок, напольных плит и бетонных покрытий. Своевременно не восстанавливаются на лестничных площадках разбитые оконные стекла (используется фанера вместо стекла), лестничные ступеньки с наличием выбоин, своевременно не заменяются перегоревшие лампочки, не устраняются неисправности электровыключателей. На прилегающей территории жилых домов отсутствуют детские игровые и спортивные площадки, площадки для отдыха взрослых, не оборудованы хозяйственные зоны. При входе в подъезды отсутствуют таблички с указанием номеров подъездов, а также номеров квартир, расположенных в данных подъездах. Не проводится ремонт разрушенных водосточных труб. Отсутствует уличное освещение. Низкое санитарное состояние и отсутствие освещения в подвальных помещениях.

        В нарушение требований Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Закона о защите прав потребителей до сведения потребителей не доводится режим работы организации, наименование и место нахождение организации, сведения о госрегистрации предприятия, не указаны  наименования, адреса и телефоны органов, уполномоченных осуществлять надзор, отсутствует перечень выполняемых работ по содержанию жилых домов в счет установленной ежемесячной платы, перечень платных услуг по ремонту помещений, ремонту и замене внутриквартирного оборудования, сроки исполнения услуг и сроки оплаты, перечень работ, производимых при капитальном и текущем ремонте, размеры существующих тарифов и нормативов на жилищно-коммунальные услуги, реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы, адреса и номера телефонов аварийно-диспетчерских служб, параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий. До потребителей не доводится  порядок перерасчета за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении; порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность; порядок установления факта не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества; правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

         По Республике Бурятия за 2007 год Управлением Роспотребнадзора по РБ на нарушения прав потребителей в сфере ЖКХ получено 355 обращений граждан, в т.ч. устных-140, письменных-189, от органов государственной власти и местного самоуправления -26. Рассмотрено всего обращений -355, дано разъяснений-258, направлено по подведомственности-2, принято мер по 95 обращениям. Количество рассмотренных обращений по результатам которых возбуждены дела об административных правонарушениях всего -14, в т.ч. полученных от граждан-13, от органов государственной власти и местного самоуправления-1.    

Основу обращений составили:

 - нарушение требований к качеству жилищно-коммунальных услуг;

 - невыполнение управляющими и подрядными организациями обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества жилых многоквартирных домов (в том числе подвалов, лестничных клеток, подъездов), содержанию придомовой территории  и т.д.;

- отсутствие необходимой и достоверной информации об оказываемых жилищно-коммунальных услугах;

- требование изменения размера платы за горячее водоснабжение за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении, а также за предоставление жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества.

         Кроме того, в ходе проверки подтверждаются факты несвоевременного устранения неисправностей в системе канализации, протечки в отдельных местах кровли, подтопление подвальных помещений, несоблюдение соответствующими организациями температурного режима в жилых помещениях, отключения горячего водоснабжения из-за задолженности управляющих организаций ресурсоснабжающим организациям (ООО «Верхнеудинское», ООО «Мегаполис»), предоставление горячей воды и тепла  низкой температуры не соответствующей санитарным правилам и нормам.

        Некоторыми управляющими организациями до сих пор не заключены договоры с потребителями на предоставление коммунальных услуг, не заключены договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями (ОАО «ТГК-14», ОАО «Бурятэнергосбыт», МУП «Водоканал»).

        Единственным основанием, освобождающим исполнителя от гражданско-правовой и административной ответственности за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг, согласно п.76 Правил может служить доказанный им факт действия непреодолимой силы.

         Приостановление и ограничение предоставления коммунальных услуг  потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.

         В нарушение п.7 Жилищного кодекса РФ управляющими организациями не производится прием оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги (ежемесячный платежный документ на оплату за содержание и текущий ремонт потребителям производится ОАО «Улан-Удэнская управляющая компания»).  В соответствии п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам потребителям не предоставляется управляющими организациями ежемесячный платежный документ на оплату коммунальных услуг с указанием реквизитов и информации, предусмотренных пунктом 38 постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г.

         Управляющими организациями не соблюдается порядок установления факта непредоставления жилищно-коммунальных услуг или предоставления жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества, предусмотренные Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме.

 

Вопросы-ответы:

         Кукшинов В.К.- какие причины не устранения этих нарушений, средств не хватает или нет желания работать?

         Ботоев Б.Г.- потребители на сегодняшний момент не знают о многих существующих нормативных актах, всю информацию для потребителей должна предоставлять управляющая организация, что в настоящее время не делается.

         Манзанова С.М. - очень много жалоб, нарушения носят системный характер. Что считаете основной причиной возникновения жалоб?

         Зурбанова А.Г. - управляющие организации привыкли работать по старому. Сегодня потребители должны выбирать управляющие организации. Только по затоплению квартир в 2007 г. обратилось около 50 граждан. Много нареканий по проведению перерасчета за жилищно-коммунальные услуги.

         Мантатова Н.В. - информирование населения о предоставлении жилищно-коммунальных услуг не на должном уровне. Были ли факты обращения граждан на отключение коммунальных услуг?

         Ботоев Б.Г. - были. Из-за невозможности отключать конкретного потребителя за долг по коммунальным услугам, управляющие организации отключают стояки по всему дому, ущемляя при этом права тех потребителей, которые не имеют задолженности.

         Кукшинов В.К. - направляли ли информацию в прокуратуру?

         Ботоев Б.Г. - мы стремимся к повышению информированности населения. Прокуратура все материалы для рассмотрения направляет нам.

         Мезиров А.Ф. - много жалоб на низкую температуру воздуха в квартирах. Улан-Удэнская ТЭЦ -1 не соблюдает температурный график отпуска тепловой энергии. Выявленные нарушения по санитарному состоянию на 100 % зависят от управляющих организаций, нарушаются сроки вывоза ТБО и ЖБО. Большая проблема с неблагоустроенным сектором, где имеются надворные туалеты, выгребные ямы, мусоросборники. Также от потребителей поступает много жалоб по шуму. Выкупают 1-этажи и до 12 часов ночи выполняются работы по переоборудованию помещения. По ЖК РФ разрешение на переоборудование квартир выдает Комитет городского хозяйства, который не осуществляет контроль за соблюдением режима работы. Прокурорское реагирование - это направление всех жалоб нам. Проблемы с перерасчетом есть, ТГК-14 направляет жильцов к УО, а те в свою очередь в ТГК-14. Написал потребитель заявление на некачественную услугу, если есть нарушения, составляется соответствующий акт, делается перерасчет.  

         Манзанова С.М.-  в последнее время низкое качество строительства многоквартирных домов. Акты подписываются не глядя. Можно ли со стороны Роспотребнадзора ужесточить меры?

         Мезиров А.Ф. - при строительстве и вводе объектов в эксплуатацию Управление Роспотребнадзора не принимает участие, мы выдаем только санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии земельного участка санитарным нормам и правилам и рассматриваем обращения граждан. Функции за соблюдением санитарных норм и правил при строительстве возложены на службу строительного надзора, а экспертиза проектно-сметной документации проводится госучреждением РБ.

         Зурбанова А.Г. - по качеству питьевой воды какие были жалобы?

         Мезиров А.Ф. - наши источники очень хорошие. Жалоб на качество воды не было.

         Мантатова Н.В. - нарушений предостаточно. Какие пути решения? В чем причина несоблюдения требований по предоставлению услуг? Докладчик достаточно подробно рассказал и показал, как должны быть построены отношения между потребителями и управляющими организациями. Удельный вес нарушений очень высокий-70 %. Послушаем управляющие организации.

         Шуклецова Г.В. - у нас в управлении находятся 45 жилых домов. Одной из наиболее часто встречающихся проблем, это проведение перерасчета за недопоставку услуг населению. Недопоставка тепла исходит от ТЭЦ-1.Температура подачи тепла в элеваторном узле за отопительный период не поднималась выше 85 градусов С. В любом случае мы несем ответственность. Мы, как потребители, не знаем своих прав. Неполностью проводим остекление окон, допускаем зазоры, потому что жильцы снимают стекла. Не хочу сказать, что управляющие организации совсем ничего не делают, с этим я не согласна. В 2007 году выполнен капитальный ремонт за счет оплаты населения на сумму 5 млн. рублей: замена шиферного покрытия, замена санитарного оборудования, проводится перекрестное субсидирование. Вся необходимая информация для потребителей есть. Несмотря на то, что нами направляются иски в суды, идет неоплата жильцами за предоставленные услуги.

         Кукшинов В.К. - сколько провели собраний с собственниками? Какие мероприятия проведены? У вас есть программа, бизнес-план?

         Шуклецова Г.В. - да, конечно есть, в каждом подъезде вывешиваем отчеты о проделанной работе.

         Зурбанова А.Г. - к нам поступила жалоба от гр. Гуляева В.М. о том, что  с вашей стороны никакие меры не принимаются по проведению побелки, остекления подъездов, сломанной двери.

         Шуклецова Г.В. - в письменном виде жалоба не поступала.

         Манзанова С.М. -  что требуется для того, чтоб оперативно решать проблемы, в частности по затоплению квартир? Жильцы не подпускают к стояку, при этом страдают жильцы с нижних этажей. Сроки устранения нарушений управляющими организациями не соблюдаются.

         Кукшинов В.К. - мы здесь собрались не для того, чтобы сказать, что вы плохо работаете. Все управляющие организации работают по старой системе. Территория убирается с помощью старой техники. Почему нельзя приобрести новую технику? Плохо с кадрами. Вопрос кадров - главный вопрос. Почему я, как потребитель должен страдать оттого, что ТГК-14 недопоставляет тепло. Необходимо работать на современном уровне, решать совместно проблемы. Решением проблем по ТГК-14 должен заниматься город, правительство РБ.

         Манзанова С.М. - тема круглого стола актуальная для потребителей, а также для тех, кто оказывает услуги. 30% поступивших жалоб на нарушение прав потребителей в сфере ЖКХ. Проблема общая. В городе еще мало создано управляющих организаций. В условиях реформирования ЖКХ  в новых рыночных условиях, стиль и методы работы управляющих организаций остаются старыми. Внутри каждой УО следует менять стиль управления, начиная с вопросов текущего ремонта, прозрачности использования средств за ЖКУ и заканчивая капитальным ремонтом. Предлагаю начать с разработки плана, с целевой программы. Нужно обучать кадры, учить руководителей УО. Открытость, ясность, достоверность информации для потребителя - это главное. Многие потребители не знают, как используются средства собранные с населения, какая работа проведена. В некоторых организациях неэффективно используются эти средства. Есть проблема ненадлежащего качества принимаемых в эксплуатацию жилых домов. Предложение: должно быть участие Роспотребнадзора в решении данного вопроса.

         Кузьмина Т.А.- на сегодняшний день существует 19 управляющих организаций, не все они бывшие ЖЭУ. Существует Федеральная программа о фонде создания ТСЖ. Кадровая проблема есть, Администрация города проводит обучение руководителей УО, ТСЖ.. Министерство проводит обучение председателей ТСЖ с последующим прохождением аттестации. Все УО предоставляют план работы. Текущий ремонт проводится за счет населения, платежеспособность низкая. П/благоустроенный и неблагоустроенный жилой фонд оплачивает менее 50 %. Приходится делать перекрестное субсидирование. По уборке свалок, Администрация города пытается бесплатно вывозить мусор. Нет нормативно-правовой базы на заключение договоров с жильцами частного сектора. Проблема имеется по капитальному ремонту жилого фонда, в связи с тем, что имеется большой износ ж/фонда. По программе на 2008-2010 г.г. на капитальный ремонт выделено 54 млн. рублей.

         Зурбанова А.Г.- какие нарушения выявляются в работе УО?

         Кузьмина Т.А. - за 2007 г. поступило 360 заявлений. Проверено 840 заявлений, выявлено 150 нарушений по технической эксплуатации жилищного фонда, 172 по жилищно-коммунальным услугам. По выявленным нарушениям выдаются предписания, но наказать за невыполнение предписания не можем, нет полномочий.

         Кукшинов В.К. - 50 % населения не платят, почему вы должны проводить перекрестное субсидирование, на каком основании?

         Кузьмина т.А. - конечно, это является нарушением.

         Мантатова Н.В. - почему ущемляются права потребителей?

         Калинин М.В. - в законе сказано, что перечень и стоимость предоставляемых услуг должен утверждаться жильцами конкретного жилого дома, жители не готовы работать по перечню.

         Зурбанова А.Г. - с какой периодичностью ЖЭУ проводит осмотр жилого фонда, осмотр приборов отопления, периодичность ремонта общего имущества, составляются ли акты? Много жалоб на затопление квартир?

         Кузьмина Т.А. - осмотр проводится 2 раза в год, составляются акты. Приборы отопления, установленные в квартирах относятся к общему имуществу. Ответственность должна нести УО.

         Зурбанова А.Г. - 70 % жалоб подтверждается. Характер жалоб разнообразный (по уборке, по перерасчетам, на ветхое жилье). УО и ТГК-14 составляются совместные акты по недопоставке услуг, акты направляются в ТГК-14, ТГК-14 ссылается на то, что в акте указано, что крыша неисправна, межпанельные швы не утеплены и т.д. потребитель идет в ЖЭУ, ЖЭУ утверждает, что в недопоставке тепла в квартирах виноват ТГК-14. Нужно четко разобраться, определить виновность сторон. За 2007 г. поступило 50 обращений по затоплению. Взорвалась батарея, начинается течь, ЖЭУ составляет акт только в свою пользу, указывая в акте, что батареи потребителем не заменены. Нет никакой информации для потребителей. Почему УО не говорят жильцам, что в случае возникновения спора по качеству предоставления услуг нужно пригласить представителей общественной организации и жилищной инспекции? Создавайте свои независимые экспертизы. Почему УО не отчитываются перед населением о проделанной работе? Потребители не знают, когда будет текущий и капитальный ремонт. Не ведется аналитический отчет о проделанной работе. УО не должны вызывать негативную реакцию у населения.

         Алексеева Е.И. - согласно ст. 39 ЖК РФ за содержание общего имущества несут ответственность собственники помещений в многоквартирном доме. Основной причиной всех нарушений является неплатежеспособность населения, изношенный ж/фонд. Неправильно утверждают, что мы ничего не делаем, мы оказываем услугу в пределах собираемости платежей с населения. Жилищным кодексом расширены права и обязанности потребителя. Не хватает денег на надлежащее содержание неблагоустроенного сектора, вывозим только ЖБО и ТБО. Проводим собрания, инициатива должна быть собственника, а не УО. На собраниях присутствуют только 10 % населения.

         Кукшинов В.К. - если стали управляющими организациями, почему не будете собирать население? Кто будет собирать население, если не УО? Собственник по всем вопросам должен обращаться к вам. Куда вы обращались? С кем решали эту проблему? Где план? Где программа для кардинального решения этих вопросов?

         Алексеева Е.И. - собственник решает все.

         Мантатова Н.В. -существуют разные формы работы с населением, как вы работаете?

         Алексеева Е.И. - мы работаем с населением. Население не проявляет инициативу.

         Калинин М.В. - все забыли о гидравлическом режиме в тепловых сетях. Нет перепада давления. По этим нарушениям ТГК-14 не подписывает акт. Нужна помощь.

         Кукшинов В.К. - почему вы раньше молчали? Давайте вместе решать эту проблему.

         Зурбанова А.Г. - вы еще не понимаете роль общественности, обращайтесь к нам.

         Мантатова Н.В.- проблем много, плохое участие населения на общих собраниях, проблема по составлению актов, неплатежеспособность населения, перекрестное субсидирование. Если город 2 раза проверяет отопительные приборы, почему происходит течь? Требование со стороны Роспотребнадзора будут ужесточаться.

Рекомендации «Круглого стола» от 20 марта 2008 г. по защите прав потребителей в сфере ЖКХ:

    органам местного самоуправления:

- соблюдать принципы добросовестной конкуренции, обеспечить мониторинг деятельности всех фирм, задействованных в сфере ЖКХ, и размещение муниципальных заказов с соблюдением требований антимонопольного законодательства,  законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей;

- организовывать учебу уполномоченных представителей собственников жилых домов, обеспечив их необходимыми нормативными, методическими материалами,   соответствующими инструкциями;

- с целью повышения активности граждан в управлении своей собственностью в жилищной сфере издавать методические пособия для собственников помещений в многоквартирных домах;

- обеспечить разработку экономически обоснованных цен и тарифов на содержание и ремонт жилья с предварительным проведением соответствующих экспертиз;

- разработать и утвердить единый порядок передачи многоквартирных домов в управление ТСЖ, потребительским кооперативам, либо непосредственно собственникам помещений;

- для исключения перекрестного субсидирования необходимо пересмотреть тариф по содержанию жилья с неблагоустроенного сектора (действующий тариф 1.92 рубля с 1 кв.м., фактические затраты только по вывозу мусора составляют 5.51 рубль с 1 кв.м. (в т.ч. ТБО- 3.01 руб., ЖБО -2.50 руб.);

- рассмотреть вопрос об увеличении тарифа по содержанию жилья на благоустроенном секторе с учетом вывоза крупногабаритного мусора (около 0.30 руб. на 1 кв.м.);

- для улучшения температуры ГВС в квартирах благоустроенных домов  в летний период необходимо строительство циркуляционных линий при открытых схемах ГВС;

- активизировать работы  по взысканию задолженности, а также ужесточить меры, применяемые к должникам с помощью освещения в средствах массовой информации последствий невнесения населением платежей за жилищно-коммунальные услуги (отключение горячего водоснабжения, электроэнергии, переселения на меньшую площадь или в жилье с меньшей степенью благоустройства и т.д.); возобновления практики проведения комиссий по работе с нанимателями, которые не выполняют  обязательства по содержанию жилого помещения (своевременно не вносят платежи за ЖКУ, тем самым, нарушая законные права и интересы других жителей многоквартирного дома, а именно получение в полном объеме и в срок качественных жилищно-коммунальных услуг»,  бесхозяйственного обращения общему имуществу многоквартирного дома;

- проведения работы с квартиросъемщиками, сдающими муниципальные жилые помещения социального найма, вплоть до рассмотрения вопроса о перераспределении жилья нуждающимся гражданам;

- организовать конструктивное сотрудничество органов местного самоуправления с общественными объединениями потребителей в  целях недопущения и ликвидации нарушений законодательства о защите прав потребителей в сфере ЖКХ.   

     Управлению Роспотребнадзора по РБ:

- координировать взаимодействие с надзорными органами, с органами местного самоуправления, с общественными организациями (объединениями) потребителей по вопросам защиты законных прав и интересов потребителей;

-   активизировать информационно-просветительную работу через СМИ с потребителями по вопросам защиты прав потребителей при предоставлении жилищно-коммунальных услуг;

- разъяснять конкретные вопросы по управлению многоквартирными домами.

       общественным объединениям потребителей:

-   принимать участие в мероприятиях по обучению представителей органов местного самоуправления, управляющих организаций, уполномоченных представителей собственников жилых домов, граждан-потребителей по вопросам защиты прав потребителей в сфере ЖКХ;

оказывать помощь управляющим организациям в решении вопроса относительно ресурсоснабжающей организации ОАО «ТГК-14» по соблюдению температурного графика и гидравлического режима теплоносителя в зависимости температуры наружного воздуха;

- повысить эффективность работы по судебной защите прав потребителей в рамках полномочий, представленных ФЗ «О защите прав потребителей».

       руководителям управляющих организаций:

- обеспечить предоставление потребителям качественных и безопасных услуг, не допускать реализацию услуг, несоответствующих и не отвечающих требованиям Закона РФ «О защите прав потребителей», Правил предоставления ЖКУ и Жилищного кодекса РФ;

 - в соответствии с Жилищным кодексом РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам информировать жителей многоквартирных домов о конкретных работах, выполненных по дому, путем проведения общих собраний жителей или размещения информации на информационных стендах жилых домов в сроки, установленные в договорах на управление жилыми домами с жителями;

- принять действенные меры, направленные на защиту интересов жителей города от необоснованных переплат и недопоставок ресурсоснабжающими организациями жилищно-коммунальных услуг;

- в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предоставлять потребителям необходимую  достоверную информацию о предоставляемых жилищно-коммунальных услугах, об исполнителе, о режиме работы предприятия.