УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Обобщенные ответы на вопросы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поступившие в ходе Публичных обсуждений правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора по РБ за I квартал 2018 г.

1.    Вопрос: Добрый день! На кого распространяется требование иметь платежный терминал в торговой точке при расчетах с покупателями?

Ответ: В соответствии со ст. 16.1. Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан обеспечить возможность оплаты товаров путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт распространяется на продавца, у которого выручка от реализации товаров за предшествующий календарный год превышает сорок миллионов рублей.

Кроме того, если место оплаты товаров находится в месте, где не предоставляются услуги доступа к подвижной радиотелефонной связи и (или) средствам коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», продавец освобождается от обязанности обеспечить в этом месте возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов.

Кроме того, продавец освобождается от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов в торговом объекте, выручка от реализации товаров в котором составляет менее пяти миллионов рублей за предшествующий календарный год.

2.    Вопрос: Необходимо ли маркировать мебельную продукцию местному изготовителю?

Ответ: Да, необходимо.

Согласно Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции» мебельная продукция должна содержать информацию для потребителя, которая предоставляется в виде маркировки, инструкции по эксплуатации и инструкции по сборке в случае, если мебель поставляется в разобранном виде.

Маркировка должна быть четкой и содержать, в частности:

- наименование изделия мебели по эксплуатационному и функциональному назначению, - наименование страны изготовителя;

- наименование и местонахождение изготовителя;

- дату изготовления;

- гарантийный срок;

- срок службы, установленный изготовителем;

- и другую информацию.

3.    Вопрос: Когда планируется внедрение проверочных листов при проведении плановых проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность?

Ответ: Согласно Постановление Правительства РФ от 14.06.2017 № 707 «О внесении изменения в Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре» с 01.07.2018 списки контрольных вопросов (проверочные листы) будут использоваться при проведении всех плановых проверок в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе и образовательных организаций.

4.    Вопрос: Если сотрудник Роспотребнадзора приходит с проверкой в магазин по жалобе на качество определенной пищевой продукции, может ли он проверять иную, не указанную в обращении продукцию?  

Ответ: Нет, не может. В соответствии ст. 15 Федерального закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе: требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов. Согласно ст. 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ государственный орган или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Вместе с тем, должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, в соответствии ст.28.1. КОАП РФ при непосредственном обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения вправе возбудить административное производство. 

5.    Вопрос: Обязан ли продавец, рассматривать претензию при продаже потребителю некачественного товара, оставленную в книге отзывов и предложений?

Ответ: Порядок рассмотрение обращений, оставленных в книге отзывов и предложений, действующим законодательство в сфере защиты прав потребителей не регламентируется и соответственно такая обязанность законодательством не закреплена.

Однако, заявление в книги отзывов и предложений, будет являться доказательством того, что у потребителя с продавцом возникла спорная ситуация по качеству приобретенного товара.

В случае продажи потребителю товара ненадлежащего качества рекомендуем обращаться с письменными заявлениями на имя руководства торгового предприятия, сохранив у себя второй экземпляр заявления с отметкой о его принятии к рассмотрению.       

6.    Вопрос: В связи с переоценкой товара, на кассе товар пробивается по цене большей, чем указанно на ценнике. Возможно ли продать товар по цене отличной от указанной на ценнике? Если на кассе будет объявление о переоценки, что цены могут меняться?

Ответ: Согласно Закону о защите прав потребителей продавец обязан своевременно в наглядной форме довести до сведения потребителя достоверную информацию о стоимости реализуемого товара.

В случае предоставления недостоверной информации о стоимости товара, покупатель вправе отказаться от договора и потребовать возмещения возникших убытков. Информация продавца, содержащая сведения о том, что цена, указанная на ценнике, и цена при расчете могут не совпадать, не может являться основание для освобождения продавца от ответственности. Нарушение права потребителя на получение указанной информации является административным правонарушением. В случае выявления подобных фактов рекомендуем обращаться в Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия для принятия мер.

7.    Вопрос: Добрый день, мы заказали кухню, заключив договор с индивидуальным предпринимателем (ИП). Деньги оплатили полностью. По договору срок его исполнения истек в декабре 2017 года. Но заказ наш так и не выполнен, от ИП - одни обещания. Он закрыл свой ИП. На кого теперь подавать в суд? ИП не существует, подавать на него как на физическое лицо?

Ответ: Для начала, хотелось бы разъяснить, что согласно ст. 28 Закона о защите прав потребителей если исполнителем нарушены сроки оказания услуги, потребитель по своему выбору вправе, в частности, отказаться от исполнения договора и потребовать возврата денежных средств.

По вопросу прекращения предпринимателем деятельности, разъясняем, что Верховный Суд по данному вопросу пояснил, что в случае прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации либо аннулированием государственной регистрации, потребитель вправе обратиться в суд к указанному лицу с требованиями, связанными с осуществлявшейся им ранее деятельностью по продаже товара (выполнению работы, оказанию услуги).

8.    Вопрос: Здравствуйте! Если взять дополнительный оквэд 88.91 – уход за детьми в дневное время, нужны ли какие – то уведомления, разрешения? Спасибо.

Ответ: согласно постановления Правительства РФ № 584 от 16.07.2009 данный вид деятельности не подлежит подаче уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности.

Управление Роспотребнадзора по РБ не выдает разрешительных документов на осуществление деятельности по присмотру и уходу за детьми.

9.    Вопрос: При покупке товара гарантийный срок не был установлен изготовителем, должен ли давать свою гарантию продавец?

Ответ: Согласно п. 6 ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель вправе устанавливать на товар гарантийный срок – период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка продавец обязан удовлетворить требования потребителя, установленные Законом (например, вернуть уплаченную денежную сумму, заменить товар, безвозмездно устранить его недостатки).

Таким образом, в случае отсутствия на товар гарантийного срока изготовителя, продавец свою гарантию предоставлять не обязан, но вправе ее установить.

10. Вопрос: Роспотребнадзор уже проводит «контрольную закупку»? В каких случаях она проводится, нужно ли ее согласовывать с органами прокуратуры?

Ответ: Внедрение в контрольно-надзорную деятельность механизма «контрольная закупка» планируется.

В настоящее время на рассмотрении находится проект федерального закона, которым будут внесены изменения в полномочия Роспотребнадзора по проведению контрольных закупок, по итогам принятия которого будут изданы подзаконные акты, регламентирующие проведение контрольной закупки. На сегодня уже подготовлен проект Постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующий Правила организации и проведения контрольной закупки.

Контрольная закупка проводится по тем же основаниям, что внеплановые выездные проверки - то есть по жалобе потребителя (если он пытался урегулировать вопрос самостоятельно), по требованию прокурора или поручению Президента РФ или Правительства РФ, в связи с истечением срока исполнения предписания, а также при получении информации о причинении вреда жизни или здоровью граждан или об угрозе такого вреда. Контрольная закупка проводится по согласованию с органами прокуратуры. (п.п. 3, 4 ст. 16.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").

Кроме того, в проекте федерального закона, наделяющего Роспотребнадзор полномочиями на проведение контрольной закупки, предусмотрено незамедлительное ее проведение с одновременным извещением органа прокуратуры.